Изоляция подшипников — способ устранения
паразитных подшипниковых токов, вызываемых пульсирующим магнитным потоком в
контуре вал — подшипники — фундамент, посредством введения в него изолирующих
прокладок,
прерывающих цепь тока (рис. 1).
Рис. 1 Изоляция подшипникового стояка 1 — фундаментная плита; 2 — изоляционная прокладка; 3 —
стояк; 4 — изоляционная трубка; 5 — изолирующая шайба; 6 — металлическая шайба. |
В
крупных электрических машинах постоянного тока и синхронных машинах наблюдается
значительное продольное намагничивание вала, приводящее к наведению ЭДС на его
концах и протеканию токов через подшипники и фундаментную плиту. На концах вала
асинхронных электрических машин создается гармоническая ЭДС, амплитуда и
частота которой зависит от частоты вращения машины.
Намагничивание
вала вызывают различные факторы – потоки рассеивания, геометрическая
несимметрия, несимметрия компенсационных обмоток (при их наличии) и т.д.
Требование
к наличию изоляции подшипников синхронных электрических машин и машин
постоянного тока мощностью 1 МВт и более регламентировано в ПУЭ (п.5.3.27). Эти
типы машин должны иметь электрическую изоляцию одного из подшипников от
фундаментной плиты для предотвращения образования замкнутой цепи тока через вал
и подшипники машины. У синхронных машин должны быть изолированы подшипник со
стороны возбудителя и все подшипники возбудителя.
В судовых генераторах обычно изолируют подшипник со
стороны, противоположной приводному двигателю, путем установки прокладок между
фундаментом и подшипниковым стояком с промежуточным металлическим листом,
необходимым для контроля изоляции
подшипника.
Кроме того, необходимо изолировать маслопровод к подшипнику, с помощью
изолирующих прокладок между фланцами, а также болты, стягивающие их.
Качество
изоляции подшипника оценивают по
сопротивлению изоляции, измеряемому между металлическим листом и
фундаментом, а также между этим же листом и корпусом машины. Для измерения
сопротивления изоляции применяют мегаомметр с номинальным напряжением
1000 В.
Для
судовых машин сопротивление изоляции подшипника должно быть не менее 1 МОм.
Для
других машин сопротивление изоляции должно быть не менее:
-
0,5 МОм – для новых машин;
-
0,1 МОм – для машин, находящихся в эксплуатации.
Проверка изоляции подшипниковых стояков
машин, собираемых на месте
установки,
должна производиться до укладки ротора, так как все подшипники связываются
валом между собой, а через неизолированный подшипник — также и со станиной.
Если сначала собирается машина и устанавливается
ротор, а затем монтируют маслопровод, то рекомендуется проверять качество изоляции деталей
отдельно — сначала изоляцию подшипниковых
стояков, а потом изоляцию маслопроводов.
Проверку изоляции
подшипников машин в процессе работы можно производить с помощью
вольтметра переменного тока с пределом измерения около 3 В с малым внутренним
сопротивлением. С этой же целью можно использовать амперметр с добавочным
сопротивлением.
Перед выполнением проверки
необходимо замкнуть накоротко масляные пленки у подшипников с обоих концов
машины, установив перемычки между
каждым подшипниковым стояком и валом (рис. 2).
Рис. 2 Проверка изоляции
подшипников на работающей машине (по А.Я. Туну) |
Связь перемычки с валом на неизолированном подшипнике
осуществляют при помощи скользящего контакта (см. щетку на рис.
2). Соединение вала с подшипниковым стояком необходимо потому, что при вращении
машины вал «всплывает» на масляной плёнке, что приводит к увеличению
переходного сопротивления между валом и стояком.
Выполнив указанные действия, производят два измерения
(рис. 2):
- U1 - напряжение между изолированным подшипниковым
стояком и фундаментной плитой;
- U2 – между концами вала у подшипников.
При хорошем состоянии
изоляции подшипников результаты обоих измерений должны быть равны между собой.
Если U1
>> U2 , можно
утверждать, что изоляция подшипника повреждена.
Литература:
1. Гемке Р.Г.
Неисправности электрических машин. М.-Л.: Энергия, 1975
2. ГОСТ 183-74. Машины электрические вращающиеся.
Общие технические условия
3.Жерве Г.К. Промышленные
испытания электрических машин. Л.:Энергоатомиздат, 1984
4. Захаров О.Г.
Словарь-справочник по настройке судового электрооборудования. Л.: Судостроение,
1987
5. Правила устройства электроустановок. М.:Госэнергонадзор России,
1998.
:::01.12.2021